Анализ инструментов визуальной новеллы

Визуальные новеллы с точки зрения механики имеют минимальный геймплей. Основой игры в визуальной новелле является выбор, предоставляемый игроку, дополненный текстом и картинкой. В силу простого геймплея в играх этого жанра зачастую добавляются дополнительные механики.

В статье много ссылок на источники. Некоторых материалов нет в сети.

Их список указан в конце статьи.

Что такого в визуальных новеллах?

Визуальные новеллы сейчас в основном ассоциируются с dating sim — симуляторами свиданий, значительной частью самых продаваемых новелл. Из первых 15 игр с наивысшей оценкой в Steam по метке «визуальная новелла» девять игр являются dating sim новеллами.

Симуляторы свиданий в основном предлагают игрокам простую, приятную картинку (фансервис и красивые герои) и несложный развлекательный геймплей (диалоги с персонажами и варианты ответа).

Новеллы с “наивысшим рейтингом” от пользователей на платформе Steam
Новеллы с “наивысшим рейтингом” от пользователей на платформе Steam

Для игроков одним из ключевых пунктов при выборе игры является ее визуальная составляющая. Однако существуют «нетипичные» новеллы, выходящие за рамки просто визуально приятных симуляторов свиданий. Новелла как инструмент используется в разных сферах игр:

  • психологические. Новелла Depression Quest объясняет игроку, как работает депрессия;
  • обучающие. Новелла для дистанционного изучения языка, где для поддержания вовлеченности учеников используется игровая история;
  • «медицинские». Новелла Laze eyе shooter — игра-терапия для восстановления зрения;
  • симуляторы. Новеллы Ace Attorney, Aviary Attorney, где игрок становится адвокатом.

Визуальные новеллы могут быть использованы для серьезных тем и выходить за рамки простого выбора варианта диалога. Задача статьи — рассмотреть нестандартные визуальные новеллы (не простейшие дейтинг-сим новеллы) и изучить минимальные инструменты вовлечения игрока в историю: выбор, текст, картинка.

Элементы визуальной новеллы

Новелла состоит из текста, визуальной составляющей и механики. Визуальная новелла, как и любая игра, базируется на определенной идее. Идеей может быть как донесение определенного посыла, так и оригинальный сюжет или механика. Из всех развлекательных медиумов визуальной новелле наиболее близок комикс как смешение текстового и графического — визуальные приёмы в них схожи.

Идея

Идея — основа для последующей разработки. Схожа с «конструирующим принципом» комикса: нарратив строится так, чтобы текст и картинка взаимодействовали друг с другом, подтверждая замысел. От идеи зависят механика, текст и визуальная составляющая, они должны дополнять идею и развивать ее.

В новелле Вагон-вагон идея может звучать так: как мелочи могут изменить судьбу? Механика — выбор игрока, от которого зависит, полюбят ли друг друга два человека в поезде. Визуал — уютное и маленькое купе поезда, люди при этом остаются за кадром. Все эти элементы поддерживают идею игры.

Для каждой идеи подходит свой набор инструментов — у dating sim о кошачьем гареме и у политического симулятора в альтернативном советском союзе "инструментарий" будет разный.

Текст

Текст — основной инструмент в новелле, который сообщает игроку информацию через диалоги или описания локаций, действий игрока и героев. При этом текст условно можно разделить на несколько составляющих: сеттинг, «жанр» и персонаж.

Сеттинг может быть как вторичным, так и непосредственно влиять на развитие идеи. К примеру, для игры Danganronpa сеттинг является сюжетной составляющей. Люди заперты в игре, их цель — победить и остаться в живых. Сеттинг создает основу сюжета. В новелле Dream Daddy сеттинг практически не имеет значения — в основе лежат взаимоотношения с персонажами, а вот смена места действия и самих персонажей не критичны для сюжета.

Подачу текста можно разделить на литературные жанры. Визуальная новелла может быть, например:

  • историей дружбы: в игре Clannad игрок помогает застенчивой однокласснице найти друзей;
  • космической одиссеей: в Muv-Luv Alternative герои сражаются с инопланетянами;
  • приключенческим боевиком Omni Link — визуальная новелла со сражениями в реальном времени).

Персонаж — один из элементов новеллы, значительно влияющий на уровень погружения. Зачастую от его лица написан текст. В игре Cateau повествование строится так, что героем является сам игрок. В VA-11 HALL-A: CYBERPUNK BARTENDER ACTION героем является прописанный персонаж.

В новеллах и комиксах применяются одинаковые принципы: абстрактность персонажа позволяет легче и шире трактовать героя, его прописанность напрямую влияет на наше восприятие истории.

Визуальное решение

Во многом решает технологические задачи, поскольку игроки в основном выбирают визуально привлекательную новеллу. Изображение для этого жанра — способ зацепить игрока, а также показать будущее настроение игры. Традиционной для новеллы считается графика в стиле аниме, поскольку новеллы берут начало в жанре японской мультипликации. Игры с таким визуалом зачастую являются симуляторами свиданий. В них может быть сюжет помимо дейтинга, но основой является именно визуал.

Заря-1
Заря-1

Соотношение текста и картинки влияет на целостное восприятие новеллы. Текст подчиняется комиксным принципам, но в ограниченном виде. Так, например, используется смена размера шрифта для подчеркивания эмоций персонажа. В Coffee talk шрифт меняется, когда персонаж кричит.

Изменение размера шрифта в Coffee Talk
Изменение размера шрифта в Coffee Talk

Чаще визуальная работа с текстом используется в интерактивной литературе, поскольку она использует только текст.

В комиксах и визуальных новеллах органично смотрится использование разной композиции кадров (фреймов — в комиксе) и похожих цветовых решений. Из схожих элементов можно выделить также темп истории: и в комиксе, и в новелле пауза акцентируется пустыми фреймами или отсутствием текста.

По-разному работают клиффхэнгеры. Если в комиксе задача клиффхэнгера — завлечь на следующую страницу, то визуальные новеллы удерживают внимание игрока тем, что он может влиять на ход истории.

Механика

Cистема выбора/диалогов — основа механики визуальной новеллы. Зачастую визуальные новеллы используют минимум слов: делают нарративные вставки с завязкой, а большую часть текста составляют диалоги. Описания окружения и собеседника решаются визуально (Бесконечное лето, Dream Daddy). В некоторых визуальных новеллах подобное текстовое описание окружения или ситуации даже высмеивается.

Нарратор в Monster prom
Нарратор в Monster prom

Вовлеченность игрока в историю часто повышается за счет вариативности. История может быть линейной, разветвленной (когда разные события приводят к разным концовкам), псевдо-разветвленной (линейный сюжет и несколько разных выборов дают разные концовки), либо история может содержать набор событий и разные концовки.

Дополнительные механики поддерживают кор-геймплей и углубляют его. В симуляторах свиданий это часто «система взаимоотношений» с персонажами. Дополнительной механикой может быть прокачка персонажа, как в игре Monster Prom, или же полноценная механика расследования, как в Danganronpa. В Coffee Talk, симуляторе бариста, дополнительная механика — процесс изготовления кофе.

Приготовление кофе в Coffee talk
Приготовление кофе в Coffee talk

Дополнительные источники

  1. Dani Cavallaro (2010) Anime and the visual novel: narrative structure, design and play at the crossroads of animation and computer games. McFarland & Company
  2. Jessica Abel, Matt Madden (2008) Drawing words and writing pictures. First Edition

Во второй части статьи мы рассмотрим несколько необычных визуальных новелл и игр смежных жанров и разберем, как выделенные элементы формируют их уникальный опыт.

Мы в VK:

За текст спасибо Полине Бледных.

2222 показа
8.5K8.5K открытий
11 репост
17 комментариев

Не люблю ВН. Люблю Данганронпу. А знаете почему? Потому что даже издатель не позиционирует серию как ВН, и обозначает жанр как "Adventure" (в отличие от той же Steins;Gate, где так и написано "visual novel" на сайте издателя). То есть да, часть игры - это ВН, но с другой стороны, другая часть игры, весьма значительная - это линейный point'n'click и "экшен" с кучей мини-игр. По итогу получается мультижанр, где ВН не то, чтобы безоговорочно основная часть.

Ответить

В Японии нет понятия ВН, как у нас. Для них это вес адвенча(AVG). Стойкалитка тоже адвенча на японском. ВН это изначально торговый бренд акваплюса. Последнйи раз я видел, что у таймпуна на сайте Махоё значилось в жанрах.

Ответить

Из первых 15 игр с наивысшей оценкой в Steam по метке «визуальная новелла» девять игр являются dating sim новеллами.В моем понимании dating sim это игра с расписанием и прокачкой характеристик. Что-то типа True Love или социальной части персонок. 

Ответить

Это называется SLG, и это в отдельный жанр выносят.

Ответить

Я уж думал, что мне придётся из-за этого забить попытку в структуризацию игромеха ВН, но тут скорее вещи несколько более общие.

Спасибо за статью.

Ответить

Почему для ссылок используется левый сайт?

Ответить

Ссылки были слишком длинными, при редакции статьи пользовались сокращалками для удобства. При вёрстке статьи, видимо, оставили короткие ссылки.

Ответить